Как искусственный интеллект меняет образование, не вытесняя учителей

Форматы устаревают — подходы обновляются
По мнению Екатерины Каштановой, доцента Государственного университета управления, цифровое образование переживает переломный момент. Традиционные онлайн-курсы, вебинары и лекции больше не удовлетворяют потребности новых поколений студентов, выросших с гаджетами в руках. Форматы с элементами геймификации и виртуальной реальности также не всегда оправдывают ожидания, несмотря на первоначальный интерес.
Современные студенты ожидают интерактивности, гибкости и прикладного подхода — они хотят видеть, как полученные знания могут использоваться в будущей профессии. Образование должно быть не просто передающим знания, а формирующим навыки — и в этом ИИ становится полезным инструментом.
Где ИИ уже обучает
ИИ уверенно входит в самые разные сферы обучения — от информационных технологий до медицины и маркетинга. По словам Марины Холод, ведущего научного сотрудника РЭУ им. Г. В. Плеханова, в ИТ и инженерии нейросети активно используются для обучения работе с данными, в медицине — для моделирования лечения и хирургических операций, а в маркетинге — для анализа поведения потребителей и формирования персонализированных предложений.
"Искусственный интеллект активно внедряется в обучение множеству профессий, особенно тех, которые требуют анализа больших объемов данных, взаимодействия с клиентами или использования сложных систем",
— подчеркивает Екатерина Каштанова.
Учиться с ИИ хотят сами студенты
Опрос платформы Skillbox показал: 93% студентов заинтересованы в изучении ИИ, а 61% уверены, что его применение сделает образование более качественным. Эта тенденция уже находит отклик в учебных заведениях.
В ИТ-колледже «Хекслет» нейросеть помогает студентам резюмировать теорию, указывает на ошибки в тестах и рекомендует дополнительные материалы. Студенты факультета дизайна используют ИИ как креативного помощника — для создания мудбордов и визуальных концепций.
ИИ – цифровой наставник и контролер
Инструменты искусственного интеллекта сегодня помогают не только учиться, но и контролировать процесс обучения. Алексей Тищенко из РАНХиГС отмечает, что ИИ-алгоритмы выявляют подозрительное поведение на экзаменах: фиксируют жесты, мимику и взгляды. В 2023 году, благодаря нейросетям, удалось зафиксировать более 500 нарушений — в разы больше, чем в 2020 году.
Кроме того, ИИ проверяет сочинения на антиплагиат, анализирует успеваемость и даже рекомендует индивидуальные траектории обучения, выявляя пробелы на основе анализа оценок и тестов.
«ИИ может обрабатывать огромные массивы данных, выявляя скрытые закономерности в обучении. Это позволяет давать персонализированные рекомендации по дополнительным курсам и целевым задачам»,
— объясняет Каштанова.
Иммерсивные технологии и языковые тренажёры
Дополненная и виртуальная реальность обогащают учебный процесс — от симуляций хирургических операций до языковых тренажёров. В НИУ ВШЭ, например, разработана нейросеть, оценивающая устные и письменные навыки по 45 параметрам.
Помощник, а не замена
ИИ всё активнее берёт на себя рутинную нагрузку: от заполнения электронных журналов до проверки домашних заданий. Однако заменить преподавателя он не может — и не должен.
«Один из ключевых тезисов Пекинского консенсуса по ИИ и образованию — "учителя невозможно заменить машинами",
— напоминает Алексей Тищенко.
Вектор — на сотрудничество
Сергей Попков, основатель образовательного холдинга Skillbox, уверен, что роль преподавателя эволюционирует — от источника знаний к наставнику и мотиватору. Именно в этом симбиозе — человека и технологий — лежит будущее образования.
Минпросвещения также делает ставку на ИИ. В 2024 году свыше 42 тысяч педагогов по всей стране прошли обучение по использованию искусственного интеллекта. Андрей Горобец, директор департамента цифровой трансформации министерства, считает ИИ мощным инструментом, который должен быть в руках учителя.
«В руках профессионала ИИ способен творить образовательные шедевры»,
— резюмирует Горобец.