Как искусственный интеллект меняет образование, не вытесняя учителей

Искусственный интеллект меняет облик образования, но не вытесняет педагога из его центральной роли. Современные технологии делают обучение более персонализированным и эффективным, однако по-настоящему результат достигается только в тандеме человека и машины.
Как искусственный интеллект меняет образование, не вытесняя учителей

Форматы устаревают — подходы обновляются

По мнению Екатерины Каштановой, доцента Государственного университета управления, цифровое образование переживает переломный момент. Традиционные онлайн-курсы, вебинары и лекции больше не удовлетворяют потребности новых поколений студентов, выросших с гаджетами в руках. Форматы с элементами геймификации и виртуальной реальности также не всегда оправдывают ожидания, несмотря на первоначальный интерес.

Современные студенты ожидают интерактивности, гибкости и прикладного подхода — они хотят видеть, как полученные знания могут использоваться в будущей профессии. Образование должно быть не просто передающим знания, а формирующим навыки — и в этом ИИ становится полезным инструментом.

Где ИИ уже обучает

ИИ уверенно входит в самые разные сферы обучения — от информационных технологий до медицины и маркетинга. По словам Марины Холод, ведущего научного сотрудника РЭУ им. Г. В. Плеханова, в ИТ и инженерии нейросети активно используются для обучения работе с данными, в медицине — для моделирования лечения и хирургических операций, а в маркетинге — для анализа поведения потребителей и формирования персонализированных предложений.

"Искусственный интеллект активно внедряется в обучение множеству профессий, особенно тех, которые требуют анализа больших объемов данных, взаимодействия с клиентами или использования сложных систем", — подчеркивает Екатерина Каштанова.

Учиться с ИИ хотят сами студенты

Опрос платформы Skillbox показал: 93% студентов заинтересованы в изучении ИИ, а 61% уверены, что его применение сделает образование более качественным. Эта тенденция уже находит отклик в учебных заведениях.

В ИТ-колледже «Хекслет» нейросеть помогает студентам резюмировать теорию, указывает на ошибки в тестах и рекомендует дополнительные материалы. Студенты факультета дизайна используют ИИ как креативного помощника — для создания мудбордов и визуальных концепций.

ИИ – цифровой наставник и контролер

Инструменты искусственного интеллекта сегодня помогают не только учиться, но и контролировать процесс обучения. Алексей Тищенко из РАНХиГС отмечает, что ИИ-алгоритмы выявляют подозрительное поведение на экзаменах: фиксируют жесты, мимику и взгляды. В 2023 году, благодаря нейросетям, удалось зафиксировать более 500 нарушений — в разы больше, чем в 2020 году.

Кроме того, ИИ проверяет сочинения на антиплагиат, анализирует успеваемость и даже рекомендует индивидуальные траектории обучения, выявляя пробелы на основе анализа оценок и тестов.

«ИИ может обрабатывать огромные массивы данных, выявляя скрытые закономерности в обучении. Это позволяет давать персонализированные рекомендации по дополнительным курсам и целевым задачам», — объясняет Каштанова.

Иммерсивные технологии и языковые тренажёры

Дополненная и виртуальная реальность обогащают учебный процесс — от симуляций хирургических операций до языковых тренажёров. В НИУ ВШЭ, например, разработана нейросеть, оценивающая устные и письменные навыки по 45 параметрам.

Помощник, а не замена

ИИ всё активнее берёт на себя рутинную нагрузку: от заполнения электронных журналов до проверки домашних заданий. Однако заменить преподавателя он не может — и не должен.

«Один из ключевых тезисов Пекинского консенсуса по ИИ и образованию — "учителя невозможно заменить машинами", — напоминает Алексей Тищенко.

Вектор — на сотрудничество

Сергей Попков, основатель образовательного холдинга Skillbox, уверен, что роль преподавателя эволюционирует — от источника знаний к наставнику и мотиватору. Именно в этом симбиозе — человека и технологий — лежит будущее образования.

Минпросвещения также делает ставку на ИИ. В 2024 году свыше 42 тысяч педагогов по всей стране прошли обучение по использованию искусственного интеллекта. Андрей Горобец, директор департамента цифровой трансформации министерства, считает ИИ мощным инструментом, который должен быть в руках учителя.

«В руках профессионала ИИ способен творить образовательные шедевры», — резюмирует Горобец.

20:56
67
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Яндекс.Метрика